Поиск:

Тема с вариациями

Какой смысл мызыканты вкладывают в эту версию трактовки слова или личности "Тема с вариациями" описано ниже:

ТЕМА С ВАРИАЦИЯМИ (лат. variatio — изменение) — музыкальная форма, в которой тема (одна или две) излагается с последующим рядом видоизмененных повторений (варьирований) с целью создания новых звуковых оттенков и образов. В музыкальной практике данная форма получила свое наибольшее развитие в XVI—XVIII вв., более всего в произведениях для органа, клавесина и фортепиано (И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта, Л. Бетховена), а позднее — в инструментальной и вокальной музыке. Тема с вариациями часто встречается в современных сочинениях в виде отдельных пьес или в качестве части циклических форм (сюит, сонатных циклов). Материалом для данной композиционной формы, как правило, служат темы народных песен, оперных арий, собственные авторские темы и т. п. Обращаются композиторы и к формам джазовых вариаций (Дж. Гершвин, Б. Бриттен, Э. Денисов, А. Эшпай и др.). В репертуарном багаже музыкантов-духовиков имеется немало сочинений, состоящих из темы с вариациями, например: Интродукция и тема с вариациями для флейты Ф. Шуберта, Вариации на тему М. Глинки "Что, красотка, молодая" для гобоя Н. Римского-Корсакова, Концертные вариации для кларнета К. М. Вебера, Вариации на тему Н. Паганини для саксофона Г. Калинковича, Тема с вариациями для фагота Б. Дварионаса, Вариации на тему Моцарта для валторны Б. Асафьева, Анданте и вариации для трубы Р. Глиэра, Хорал-вариации для тромбона Э. Денисова, Вариации для тубы Э. Бозза и т. д.

Правильное понимание "Тема с вариациями" основывается на музыкальных практиках и правилах. Даже сложные случаи становятся понятными, если интерпретация Тема с вариациями творцами будет иметь под собой простое объяснение, которое представленно выше.





Вверх